Икона Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, ц. Покрова в Красном селе, ц. Воскресения Христова в Барашах.
"Днесь благовернии людие светло
празднуем, осеняеми Твоим,
Богоматери, пришествием..."

(Тропарь праздника)

царствование Льва VI Мудрого или Фи­ло­софа (886 — 911 гг.) в 910 году, во время втор­жения сара­цин в пре­делы Гре­ческой импе­рии, святой Андрей Юро­ди­вый  и  его уче­ник Епифаний, нахо­дясь в 1-ый день ок­тября во Вла­херн­ском храме г. Кон­стан­тино­поля, во время всенощ­ного вос­крес­ного пения ви­дели в воз­духе чуд­ное явле­ние Пре­святой Влады­чицы на­шей Бого­родицы и Присно­девы Марии, окру­женной как вен­цом про­роками, Апо­сто­лами и Анге­лами, моля­щейся о греш­ном мире и пок­рываю­щей хрис­тиан чест­ным своим омо­фором (покро­вом). Сподо­бив­шийся этого виде­ния Андрей спро­сил своего уче­ника Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Гос­пожу всех, моля­щуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужа­саюся», — отве­чал Епифаний.

Видение прослав­лено было сперва моля­щимися в храме, потом во всем Констан­ти­нополе. Жители города, услы­шав об этом утеши­тельном зна­мении, ис­пол­нились ра­дости и упования, что Бог по молит­вам Заступ­ницы изба­вит их от бед, нане­сенных втор­жением сара­цин. Дейст­ви­тельно, вскоре после виде­ния враги Церкви были побеж­дены и прог­наны. Во Вла­херн­ской церкви сохра­нилась память о дивном явлении там Бого­матери, но Гре­ческая Цер­ковь такого празд­ника не знает.

Честь установления этого праздника принад­лежит Русской Право­славной Церкви, которая от самого своего начала ввери­лась покрову Бого­матери и освя­тила этот день торжест­венным празд­нова­нием. Прослав­ляя свою небес­ную Заступ­ницу, Цер­ковь поет: «днесь благо­вер­нии людие светло празд­нуем, осеня­еми Твоим, Бого­мати, при­шест­вием, и к Твоему взи­рающе пре­чис­тому об­разу, умильно гла­голем: покрый нас чест­ным Твоим покро­вом и избави нас от вся­каго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша» (тропарь праздника). «Влады­чице, с чест­ными и слав­ными про­роки, с вер­хов­ными Апос­толы и со свя­щенно­муче­ники, и со архи­ереи, за ны греш­ныя Богу помо­лимся. Твоего пок­рова празд­ник в Рос­сийстей земли прос­лавль­шия» (8-й песни 2 тропарь канона на день Покрова). Этими словами объясняется, что праздник Покрова Богородицы дейст­вительно установлен в право­славной России и особенно почитается.

В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века стараниями святого князя Андрея Боголюбского, сыном Юрия Долгорукого. Запись об этом содержится в Прологе XII века. В 1165 году вблизи г. Владимира был построен всемирно известный древне­русского зодчества - храм Покрова на Нерли. Другой извест­нейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Строительство которого связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами.

«Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является великим недвунадесятым, и, кроме соответствующего Бого­служения, Православная Церковь имеет акафист Покрову Богоматери.»

из Слова на Покров Пресвятыя Богородицы
Святителя Димитрия Ростовского

фрагмент иконы Покрова Пресвятой Богородицы окровъ Пресвятой Богородицы (1 октября по ста­рому стилю) праз­дникъ право­слав­ной церкви. Уста­нов­ленъ въ па­мять событiя, быв­шаго въ Константинопол  въ 2-ой по­ло­вин  Х века. Въ честь Покрова Пресв. Богородицы су­щест­вуетъ акаистъ; бого­служенiю въ этотъ день прис­воено особое вели­чанiе.

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь

Икона Покрова Богоматери яркое свиде­тельство всемир­ного единства. В верхней части иконы мы видим изображение Покрова Пресвятой Богородицы, поддер­жива­емое ангелами. Под ним изображены Святые. На первом плане Роман Слад­ко­певец со свитком в левой руке. Справа от амвона Андрей Юродивый и Епифаний. Происходит какое-то духовное слияние между покровом и соб­ранными под ним святыми – точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собой одухот­ворен­ный покров Бого­матери, освя­щенный много­числен­ными изнутри горя­щими глазами, которые све­тятся, словно огнен­ные точки. К Ней же симмет­рично устрем­лено со всех концов движение челове­ческих очей. Эта одухо­тво­ренная радуга вокруг Царицы Небесной, объеди­ненная исхо­дящим от Неё светом, вос­соеди­няет миро­здание в единой песне любви, красоты и добра.

лово
в праздник Покрова Матери Божией
14 (1) октября 1990 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и
чтим Покров Твой честный... 

Величание праздника

амять нынешнего праздника Покрова Матери Божией сохра­нена с Х века, когда в годину бедст­вия нашед­шего на Гре­ческое госу­дарство гибель его была пред­опре­делена всем ходом собы­тий «и не имам засту­пающего». Вар­вар­ское племя сарацин (народ, родст­венный тепе­решним туркам, маго­метане по вере), дви­жимое нена­вистью к христи­анам, обло­жило город Констан­тино­поль с целью, стереть его с лица земли, разру­шить его много­численные храмы, большая часть которых была посвя­щена Царице Небесной, жите­лей предпо­лага­лось пре­дать лютой казни. Весь народ от мала до велика соб­рался во Влахернской церкви. Отчая­ние вну­шило обра­титься с вели­ким воплем и сле­зами в молитве к Матери Божией. Глубина покаян­ного чувства сокру­шения о грехах, при­чиной которых яви­лось нашед­шее на греков бед­ствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспе­шила явиться к моля­щимся и уте­шить их. Её светя­щийся Омофор стано­вится Покровом от гря­дущей на них беды. Но не все воочию видят явле­ние Её. Только двое, чья жизнь от­дана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спаси­теля, только они пора­жены виде­нием. Это святой Андрей, Христа ради юро­дивый, славя­нин по проис­хождению, и ученик его Епифаний. «Бла­женны чис­тые серд­цем, яко тии Бога узрят». Двое узрели Матерь Божию, а все моля­щиеся, через покая­ние очистив сердца, смогли безус­ловно пове­рить им, за верой же яви­лось дело, враг вне­запно, без всякой види­мой причины, оставил свое наме­рение. А все те, кто хранит об этом собы­тии память в своем сердце, с тех пор поют :«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от вся­кого зла чест­ным Твоим Омофором». Дер­жавный Покров Матери Божией покрыл весь род Христи­анский на все времена. Право­слав­ная Россия – УДЕЛ Божией Матери. Она явля­лась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: препо­добный Сергий Радо­неж­ский, прп. Серафим Саров­ский и др. Их было много, всех теперь не пере­чис­лить. Она посе­щала много­стра­даль­ную, но вер­ную Богу Русь много­числен­ными Своими ико­нами, ими являя рус­ским людям Свой Покров...

Псково-Печерский монастырь
Архимандрит Иоанн
(Крестьянкин)

Псково-Покровская икона Божий Матери
окровская-Псковская икона Божiей Мате­ри, имену­емая также «яв­ленiе Богоматери стар­цу Дороею», т. к. напи­сана въ память чудес­ного явле­нiя Царицы Небес­ной стару во вре­мя войны съ Поль­шей въ 1581 г. Посту­пивъ по прика­занiю Божiей Матери, Пско­вичи вы­иг­рали битву и отог­нали вра­говъ отъ стн города. Икона чудот­вор­ная, нахо­дит­ся въ Пок­ров­ской церкви г. Пскова. Празд­нует­ся 1(14) октября.

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь

«Сказания о видении Дорофея» повест­вует о чудес­ном явле­нии Бого­родицы и святых куз­нецу Дорофею - монаху Псково-Покров­ского монас­тыря. "Сказание" - самый ранний лите­ратур­ный памят­ник, посвя­щен­ный герои­ческой обо­роне Пскова во время осады его войс­ками поль­ского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" стало широко из­вестно уже в дни обо­роны, позже было вклю­чено в состав «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков».

"Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пре­чистую Бого­родицу, идущу ис Печер­ского мона­стыря, мимо Ми­рожской мона­стырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Бого­родици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену град­цкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пре­чистые же Бого­родици печер­ские. И ста над нею свет светель неиз­речен­ным сия­нием".

Теми же днями секре­тарь Батория ксендз Станислав Пиотровский запи­сывает в своем "Днев­нике": "Се­годня в пол­ночь, без всякой при­чины, неиз­вестно кто начал так кри­чать, что за ним вся пе­хота под­няла страш­ный крик и гам. В Коро­левском лагере заби­ли тре­вогу; все в одних рубаш­ках повыс­каки­вали из шатров и бро­сились к коням, даже сам гетман; мы ду­мали, что рус­ские, побив­ши всю стра­жу, на­пали на нас... Как можно ви­деть, натер­пелись мы боль­шого страху. Се­годня и в преж­ние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, ко­торые предс­тав­ляют как бы по­добие двух кон­ных войск; еще какие-то подо­бия крес­тов. Но дива тут нет ника­кого, а ско­рее какая-нибудь игра при­роды, испа­рения и прочее... Шуйский воз­буж­дает в го­роде народ, го­воря, что какому-то ни­щему ста­рику яви­лась ночью Божия Матерь и убеж­дала граж­дан храбро защи­щаться, обе­щая, что король го­рода не возьмет...".

"Старец иди и скажи воево­дам, чтобы поста­вили пушку треско­туху в ниж­нем бою, кото­роя ныне вверху стоит, на том же рос­кате. А вверху бы была та, ко­торая ныне вверху стоит. А пуш­каря бы взяли к треско­тухе, кото­рый на Боль­шом роскате, где ты, старец, при­писан, а другой пушки был бы пуш­карь тот, ко­торый ныне..." "Боль­шие шатры не коро­лев­ские, коро­лев­ский шатер ниже всех шатров... А стре­ляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи вое­водам и игу­мену Печер­скому, чтобы но­сили на стену по вся дни образ Пре­чистые Бого­родицы Печерский ста­рый, да хоругвь ста­рую, печер­скую. А на­роду ве­лели бес­прес­танно моли­тися Мило­серд­ному Богу..."

В текстах легенд упоминались также святые преподобные Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые в тексте "Сказания" не упоминаются.

Так почитали псковичи память о чудес­ном заступ­ничестве Бого­родицы, о под­виге своих предков, так благо­го­вейно лю­били свой город, что на­веки запе­чат­лели его образ на иконе, перед ко­торой возно­сили свои молитвы к Богу.

В память заступ­ничества Бого­родицы, оказан­ного Пскову в 1581 г. в 1601 г. был учреж­ден Крестный ход, ко­торый совер­шался в 6-ую неделю по Пасхе из Свято-Троиц­кого собора. Когда крест­ный ход захо­дил в ог­раду Покров­ской от Пролома церкви (войскам Батория уда­лось про­бить брешь — "пролом" в кре­пост­ной стене, но пско­вичи оттес­нили врага, закрыли пролом и отсто­яли город), навст­речу выно­сили храмо­вую икону, изоб­ражаю­щую виде­ние Дорофея.

Прославленная псков­ская святыня — икона конца XVI века "Богородица Псково-Покровская", извест­ная также как "Видение старца (кузнеца) Дорофея" или "Псковский Покров" была вывезена из Псков­ского Госу­дарст­вен­ного музея в Германию во время окку­пации Пскова в 1941 — 1944 гг. Но ни­когда не забы­вали о ней те, кто иссле­довал и вос­ста­нав­ливал разру­шен­ный во время войны Псков, прев­ращен­ный в руины храм Покрова и Рождества Бого­родицы Покров­ского (от Пролома) мона­стыря в Пскове, откуда проис­ходит Чудо­твор­ная икона "Бого­родица Псково-Покровская".

Счи­талось, что икона по­гибла во время войны, но в 1970 г. неожи­данно стало из­вестно о место­нахож­дении иконы. В Мюнхене в Доме Искус­ства прошла выс­тавка "Иконы XIII-XIX веков", на которой под но­мером 234 экспо­ниро­валась икона из ано­ним­ного част­ного соб­рания в г. Берхтесгаден. Икона имела стран­ное наз­вание "Псков и его ок­рест­ности". Это и была "Богородица Псково-Покровская".

Во время визита Прези­дента России В. В. Путина в ФРГ 16 июня 2000 г. немец­кие власти офи­циально зая­вили о возв­рате иконы в Россию. И вот — свер­шилось! 7 сентября 2001 г. на была возвра­щена Пскову. Собы­тие это имеет поис­тине выдаю­щееся исто­ричес­кое зна­чение. Его Высоко­преосвя­щенство Архи­епископ Псковский и Велико­лукский Евсевий лично доста­вил икону "Бого­родица Псково-Покровская" в Псков. Икона нахо­диться в Свято-Троиц­ком кафед­ральном соборе.

Эта икона — резуль­тат глу­боко про­чувст­вован­ной рели­гиозно-пат­рио­тичес­кой идеи, впер­вые оформ­ленной сов­ремен­никами осады города. Поэ­тому рели­гиозное, исто­ричес­кое, куль­тур­ное зна­чение её сей­час так же ве­лико, как и преж­де. И, может быть, то, что эта не­обык­новен­ная икона вер­нулась в Псков именно сей­час, помо­жет нам, нако­нец, осоз­нать непре­ходя­щую значи­мость бога­тейшей духов­ной и худо­жест­венной куль­туры России, её истори­ческой роли, её уни­кальных архитек­турных памят­ников и кре­постных соору­жений, которые стре­ми­тельно раз­ру­шают­ся, и не от вра­жеских сна­рядов, a oт на­шего небре­жения, от нашей не­способ­ности защи­тить вечно прек­расное от агрес­сив­ного натиска неве­жест­ва. Может быть, те­перь мы поймем, что должны сбе­речь все то прек­расное, чем наши предки гор­ди­лись так сильно.

из статьи Н. Ткачевой,
Псковская хроника

фрагмент иконы Покрова (омофор) Богородицы
Икона Покрова Божией Матери (фрагмент)
Свято-Иоанновский женский монастырь в С.-Петербурге

Великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородиц и Приснодевы Марии — трога­тельный символ неустан­ного пред­ста­тель­ства Ма­тери Бо­жией за род люд­ской — осо­бенно любим рус­ским на­родом. Этот праз­дник не будучи двуна­деся­тым, чест­ву­ется в народ­ном быту не менее двуна­деся­тых.

Праздник этот имеет важное значение в быту народ­ном, как на­чало новых дел. В наро­де гово­рили, напри­мер, о наймах: от Покрова до Егорья (Юрьев день), от Покрова до Крещенья. В праз­дник Пок­рова, обык­но­венно, в рус­ском кли­мате появ­ляется пер­вый снег, окан­чи­ваются сель­ские ра­боты. Это время праз­дно­вания сва­деб. От­сюда, ве­роятно, и ве­дут свое на­чало так назы­ваемые сва­дебные осен­ние не­дели, кото­рые, по цер­ковно-народ­ному ме­сяце­слову, считают обык­новенно с празд­ника Покрова Пресвятой Богородицы.

наверх страницы

на главную страницу









 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2024