Православие

 

Икона Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, ц. Покрова в Красном селе, ц. Воскресения Христова в Барашах.  "Днесь благоверни людие светло
празднуем, осеняеми Твоим,
Богоматери, пришествием..."

(Тропарь праздника)

 

царствование Льва VI Философа (886 – 911 гг.) в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в 1-ый день октября во Влахернском храме г. Константинополя, во время всенощного воскресного пения ви­дели в воздухе чудное явление Пре­святой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, окру­женной как вен­цом пророками, Апостолами и Ангелами, моля­щейся о грешном мире и покрываю­щей христиан честным своим омофором (покровом). Сподо­бившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний.

Видение прославлено было сперва моля­щимися в храме, потом во всем Констан­ти­нополе. Жители города, услышав об этом утеши­тельном знамении, испол­нились ра­дости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нане­сенных втор­жением сарацин. Дейст­вительно, вскоре после видения враги Церкви были побеж­дены и прогнаны. Во Влахернской церкви сохра­нилась память о дивном явлении там Богоматери, но Греческая Церковь такого праздника не знает.

Честь установления этого праздника принад­лежит Русской Православной Церкви, которая от самого своего начала вверилась покрову Богоматери и освятила этот день торжественным празднованием. Прославляя свою небесную Заступницу, Церковь поет: «днесь благо­вернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришест­вием, и к Твоему взирающе пречистому об­разу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша» (тропарь праздника). «Владычице, с честными и славными про­роки, с верхов­ными Апостолы и со священно­мученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся. Твоего покрова праздник в Российстей земли прос­лавльшия» (8-й песни 2 тропарь канона на день Покрова). Этими словами объясняется, что праздник Покрова Богородицы дейст­вительно установлен в право­славной России и особенно почитается.

В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века стараниями святого князя Андрея Боголюбского, сыном Юрия Долгорукого. Запись об этом содержится в Прологе XII века. В 1165 году вблизи г. Владимира был построен всемирно известный древне­русского зодчества - храм Покрова на Нерли. Другой извест­нейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Строительство которого связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами.

«Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является великим недвунадесятым, и, кроме соответствующего Бого­служения, Православная Церковь имеет акафист Покрову Богоматери.»

из Слова на Покров Пресвятыя Богородицы
Святителя Димитрия Ростовского

 

фрагмент иконы Покрова Пресвятой Богородицы окровъ Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю) праздникъ православной церкви. Установленъ въ память событiя, бывшаго въ Константинопол  въ 2-ой половин  Х века. Въ честь Покрова Пресв. Богородицы существуетъ акаистъ; богослуженiю въ этотъ день прис­воено особое величанiе.

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь

Икона Покрова Богоматери яркое свидетельство всемирного единства. В верхней части иконы мы видим изображение Покрова Пресвятой Богородицы, поддерживаемое ангелами. Под ним изображены Святые. На первом плане Роман Слад­ко­певец со свитком в левой руке. Справа от амвона Андрей Юродивый и Епифаний. Происходит какое-то духовное слияние между покровом и соб­ранными под ним святыми – точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собой одухотворенный покров Богоматери, освященный много­численными изнутри горящими глазами, которые светятся, словно огненные точки. К Ней же симметрично устремлено со всех концов движение человеческих очей. Эта одухотворенная радуга вокруг Царицы Небесной, объединенная исходящим от Нее светом, воссоединяет мироздание в единой песне любви, красоты и добра.

лово
в праздник Покрова Матери Божией
14 (1) октября 1990 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и
чтим Покров Твой честный... 

Величание праздника

амять нынешнего праздника Покрова Матери Божией сохранена с Х века, когда в годину бедствия нашедшего на Греческое государство гибель его была предопределена всем ходом событий «и не имам заступающего». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило город Константинополь с целью, стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей предполагалось предать лютой казни. Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся Омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юро­дивый, славянин по проис­хождению, и ученик его Епифаний. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им, за верой же явилось дело, враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое наме­рение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют :«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором». Державный Покров Матери Божией покрыл весь род Христианский на все времена. Право­славная Россия – УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобный Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и др. Их было много, всех теперь не пере­числить. Она посещала много­страдальную, но верную Богу Русь много­численными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров...

Псково-Печерский монастырь
Архимандрит Иоанн
(Крестьянкин)

Псково-Покровская икона Божий Матери
окровская-Псковская икона Божiей Матери, именуемая также «явленiе Богоматери старцу Дороею», т. к. написана въ память чудесного явленiя Царицы Небесной старцу во время войны съ Польшей въ 1581 г. Поступивъ по приказанiю Божiей Матери, Псковичи выиграли битву и отогнали враговъ отъ стн города. Икона чудотворная, находится въ Покровской церкви г. Пскова. Празднуется 1(14) октября.

Полный Православный Богословский
энциклопедический словарь

"Сказания о видении Дорофея" повествует о чудесном явлении Богородицы и святых кузнецу Дорофею - монаху Псково-Покровского монастыря. "Сказание" - самый ранний литературный памятник, посвященный героической обороне Пскова во время осады его войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. "Сказание" стало широко известно уже в дни обороны, позже было включено в состав "Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков".

"Лета 7089, августа в 29 день, в осташнем часу дни, видение виде кузнець Дорофей: Пречистую Богородицу, идущу ис Печерского монастыря, мимо Ми­рожской монастырь. И вшед во град во Псков и вниде во церковь Покрова Святые Богородици у Свиных ворот и бывши во церкви, и взыде на стену градцкую и ста на роскате. А в руках имуще у собя образ Пречистые же Богородици печерские. И ста над нею свет светель неизреченным сиянием".


Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записывает в своем "Дневнике": "Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В Королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бро­сились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стра­жу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые предс­тавляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. ... Шуйский воз­буждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король го­рода не возьмет...".

 

"Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, котороя ныне вверху стоит, на том же роскате. А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом роскате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне..." "Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу..."

 

В текстах легенд упоминались также святые преподобные Ефросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые в тексте "Сказания" не упоминаются.

 

Так почитали псковичи память о чудесном заступничестве Богородицы, о подвиге своих предков, так благоговейно любили свой город, что навеки запечатлели его образ на иконе, перед которой возносили свои молитвы к Богу.

 

В память заступничества Богородицы, оказанного Пскову в 1581 г. в 1601 г. был учрежден Крестный ход, который совершался в шестую неделю по Пасхе из Свято-Троицкого собора. Когда крестный ход заходил в ограду Покровской от Пролома церкви (войскам Батория удалось пробить брешь - "пролом" в крепостной стене, но псковичи оттеснили врага, закрыли пролом и отстояли город), навстречу выносили храмовую икону, изображающую видение Дорофея.

 

Прославленная псковская святыня - икона конца XVI века "Богородица Псково-Покровская", известная также как "Видение старца (кузнеца) Дорофея" или "Псковский Покров" была вывезена из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941 - 1944 гг. Но никогда не забывали о ней те, кто исследовал и восстанавливал разрушенный во время войны Псков, превращенный в руины храм Покрова и Рождества Богородицы Покровского (от Пролома) монастыря в Пскове, откуда происходит Чудотворная икона "Богородица Псково-Покровкая".

 

Считалось, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно о местонахождении иконы. В Мюнхене в Доме Искусства прошла выставка "Иконы XIII-XIX веков", на которой под номером 234 экспонировалась икона из анонимного частного собрания в г. Берхтесгаден. Икона имела странное название "Псков и его окрестности". Это и была "Богородица Псково-Покровская".

 

Во время визита Президента России В. В. Путина в ФРГ 16 июня 2000 г. немецкие власти официально заявили о возврате иконы в Россию. И вот - свершилось! 7 сентября 2001 г. она была возвращена Пскову. Событие это имеет поистине выдающееся историческое значение. Его Высокопреосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил икону "Богородица Псково-Покровская" в Псков. Икона находиться в Свято-Троицком кафедральном соборе. 

 

Эта икона — результат глубоко прочувст­вованной рели­гиозно-патрио­тической идеи, впервые оформ­ленной современ­никами осады города. Поэтому рели­гиозное, исто­рическое, культурное значение ее сейчас так же велико, как и прежде. И, может быть, то, что эта необык­новенная икона вер­нулась в Псков именно сейчас, поможет нам, наконец, осознать непре­ходящую значимость бога­тейшей духовной и художест­венной культуры России, её истори­ческой роли, её уникальных архитек­турных памят­ников и крепостных соору­жений, которые стреми­тельно разру­шаются, и не от вражеских снарядов, a oт нашего небре­жения, от нашей неспособ­ности защитить вечно прекрасное от агрес­сивного натиска неве­жества. Может быть, теперь мы поймем, что должны сберечь все то прекрасное, чем наши предки гордились так сильно.

 

из статьи Н. Ткачевой,
Псковская хроника

фрагмент иконы Покрова (омофор) Богородицы
Икона Покрова Божией Матери (фрагмент)
Свято-Иоанновский женский монастырь в С.-Петербурге

Великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородиц и Приснодевы Марии — трогательный символ неустанного предстательства Матери Божией за род людской — особенно любим русским народом. Этот праздник не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

Праздник этот имеет важное значение в быту народном, как начало новых дел. В народе говорили, например, о наймах: от Покрова до Егорья (Юрьев день), от Покрова до Крещенья. В праздник Покрова, обыкно­венно, в русском климате появляется первый снег, оканчи­ваются сельские работы. Это время праздно­вания свадеб. Отсюда, вероятно, и ведут свое начало так называемые сва­дебные осенние недели, которые, по церковно-народному месяце­слову, считают обык­новенно с празд­ника Покрова Пресвятой Богородицы.

наверх страницы

на главную страницу









 

Яндекс.Метрика

Copyright © 2021