"Я думаю, что самое главное в жизни
прихода, что больше всего влияет на воцерковление
и взрослых, и маленьких, – это богослужение."
протоиерей Валентин Асмус
настоятель храма
Покрова Пресвятой Богородицы
в Красном селе, г. Москва
Таинства и молитва
– основа духовной жизни христианина. Православный христианин молится ежедневно дома: утром,
вечером, до и после еды и в других случаях. Но еще важнее общая молитва, на которую верующие собираются
в церковь. В православной церкви (храме) богослужения совершаются
непременно по воскресным дням и праздникам, а в больших церквах или монастырях — обычно ежедневно.
огослужения в Храме:
будние дни:
18.00 - Вечерняя служба (накануне)
7.00 - Утреня, Литургия
воскресные и праздничные дни:
17.00 - Всенощное бдение (накануне)
10.00 - Поздняя Литургия
7.00 - Утреня, ранняя Литургия
Богослужения в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе
проходят ежедневно, а также во все праздники. По воскресеньям, в 18.00 часов,
читается акафист Покрову Пресвятой Богородицы или Иисусу Сладчайшему.
Храмовой день:
1 (14) октября – праздник Покрова Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Дни престольных праздников:
6 (19) декабря — память святителя Николая [Угодника], архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
29 августа (11 сентября) — память усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Сегодня (Икона дня):
|
|
|
Разработчики программы:
calendar.php - Иван, данные (XML файлы) - Дмитрий
подробнее см. сайте «Православный календарь»
|
О богослужении:
"Богослужебный
(литургический) день начинается с вечера, поскольку в Библии сказано: "И был вечер, и было утро: день один" (Книга Бытия, 1, 5).
Например, воскресная служба начинается с вечера субботы. Суточный литургический круг состоит из следующих богослужений:
Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени и Часов
– первого, третьего, шестого и девятого. Главное богослужение
– Божественная Литургия
– совершается чаще всего утром, после чтения третьего и шестого часов.
Каждый день недели (седмицы) связан с определенным священным
воспоминанием. Первый день – воскресенье – посвящен
Воскресению Христову. В этот день православные христиане обязательно
должны быть на богослужении. Понедельник посвящен Ангелам Божиим,
вторник – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда – Страстям
Господним и Пресвятой Богородице Марии, четверг – Апостолам Христовым
и святому Николаю Чудотворцу, пятница – Страстям Господним и Пресвятой
Богородице, суббота – Всем Святым. Кроме того, в субботу совершается
заупокойное богослужение – молитва за умерших.
Кроме недельного цикла богослужения есть еще
годовой цикл, Связанный не со днями недели, а с числами календаря. На каждый день года приходится
праздник или память одного или нескольких святых. В древности Церковь приняла
официальный в Римской империи юлианский календарь. Впоследствии, когда было
обнаружено, что этот календарь отстает от солнечного года, католическая Церковь в XVI веке,
при папе Григории XIII, ввела исправленный календарь, названный
григорианским. В XVIII веке на него перешли и протестанты. После русской революции 1917 г. на этот
календарь перешли и некоторые православные Церкви, сохранив, однако, старые правила
высчитывания дня Пасхи. Таким образом, в наше время все православные Церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и
праздники пасхального цикла. Юлианский календарь сохраняется в
Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и - частично - в некоторых других православных Церквах.
Поэтому мы обозначаем праздники двумя датами: общей для обоих календарей и в скобках - григорианской датой, на которую
приходится празднование по юлианскому календарю. В XX и XXI вв. разница
между календарями составляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово празднуется 25 декабря (7
января), то есть, скажем, в Румынской Церкви, принявшей новый стиль, Рождество приходится
на 25 декабря нового календаря (т. е. празднуется вместе с западными христианами), а в Русской Церкви
– 25 декабря старого стиля, что соответствует 7 января нового стиля. Переход части
православных на новый календарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церковные разделения.
Самых больших праздников в православии двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Существуют праздники
неподвижного цикла (приходящиеся на строго определенную дату) и
подвижного. Назовем сперва праздники неподвижного цикла.
Церковный год (Индикт) начинается с 1 (14) сентября.
8 (21) сентября – 1-ый в году двунадесятый праздник – Рождество Богородицы.
14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память того,
что святая царица Елена (мать святого императора Константина)
нашла в Иерусалиме Крест Христов, который был торжественно воздвигнут для поклонения.
21 ноября (4 декабря) – Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. В малом возрасте
Её привели туда родители для воспитания.
25 декабря (7 января) – Рождество Христово, величайший после Пасхи православный праздник.
6 (19) января – Богоявление или Крещение Господне. Это событие некогда праздновалось вместе с Рождеством,
поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек.
В крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, он услышал
глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя.
В сочельник - канун праздника и в самый его день - совершается великое освящение воды.
2 (15) февраля – Сретение. Празднуется в память встречи младенца Иисуса, которого на
40-ковой день после Рождения принесла в Иерусалимский храм Его Матерь, с ветхим старцем Симеоном, который,
увидев Христа, предсказал, что Он принесет спасение всем народам.
25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается в
воспоминание того, как архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия.
6 (19) августа – Преображение. Празднуется в напоминание о том,
как Христос незадолго до Своих страданий на кресте укрепил веру учеников Своих,
апостолов, явив им Свою божественную славу: предстал перед учениками в сиянии Божественного Света, беседующим с давно покинувшими земную жизнь
пророками Моисеем и Илией.
15 (28) августа – Успение Божией Матери. Когда Апостолам,
на третий день после смерти Богоматери, понадобилось открыть Ее гробницу,
тела они не обнаружили: Она воскресла и вознеслась на Небо. Поэтому смерть Ее и называется Успением.
Верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение
– "праздников праздник". Пасха не входит в число двунадесятых праздников и должна отмечаться
в воскресенье, поэтому не приходится на определенное число, а относиться к празднику подвижного цикла.
Дата Пасхи высчитывается по особым правилам. Пасха (православная пасхалия)
определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), в
г. Никее. По этому правилу Пасха бывает в 1-ое воскресенье после весеннего полнолуния
и строго после иудейской Пасхи. Таким образом, дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает
на один из 35 дней, в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI вв.
соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником
Благовещения, который отмечают 25 марта (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).
Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять*. Исходное определение Первого Вселенского собора
относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.
* Римская Церковь, в 1054 г. отделившись от Православной Церкви
произвела много изменений, нарушивших постановления Вселенских Соборов, в т. ч. и введение так
называемого «нового календаря», по которому иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением,
например, постановления Первого Вселенского Собора. За Римской Церковью последовали протестанты.
— прим. автора сайта.
Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Сам пост предваряется тремя
подготовительными неделями. Последняя неделя называется
масленицей, поскольку на ней уже нельзя есть мясо, но позволяется молочная пища, запрещенная в посту. Великий пост
– время усердного покаяния, время особых богослужений, когда даже напевы песнопений совсем иные, чем обычно.
На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим
(Вербное Воскресенье). В этот день Христа радостно встречали толпы иерусалимлян, ожидавших, что Он свергнет иго римлян и
восстановит Иудейское царство. Но Он отказался от земного царства, и большинство людей отвернулось
от Христа, требуя Его казнить. После Вербного воскресенья начинается
Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних.
Пасха Христова, как величайший праздник, отмечается целую неделю. В это время совершаются
торжественные богослужения и крестные ходы. Пасхальное время продолжается в общей сложности 39 дней. Главное песнопение Пасхи -
пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот
даровав". Древние иконы Воскресения как бы
иллюстрируют это песнопение, изображая Христа попирающим разбитые Им врата ада
и выводящим оттуда сонм ветхозаветных праведников во главе с прародителями
– Адамом и Евой. В пасхальном богослужении есть такие слова: "Христос воскрес
– и нет никого, кто бы остался в гробу".
На сороковой день после Пасхи приходится двунадесятый праздник Вознесения, всегда приходящийся на четверг. В этот
день Господь, Который после
Воскресения многократно являлся ученикам, вознесся на Небо, т. е. вознес на Небо Свою человеческую природу.
Пятидесятый день после Пасхи — Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов.
Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост начинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и
продолжается до праздника апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в разные годы различна.
Успенский пост длится две недели– от 1 (14) августа до Успения.
Рождественский (Филиппов) пост – сорокадневный, от 15 (28) ноября (следующий день
после дня памяти апостола Филиппа) до Рождества Христова.
Кроме многодневных постов есть и однодневные – почти все среды и пятницы.
Согласно обычаю при крещении человек получает имя одного из святых. В день памяти святого он празднует день ангела или именины.
Ангелом в данном случае называется не ангел-хранитель, пекущийся о каждом крещенном, но святой покровитель".
из книги В. В. Асмуса
"ПРАВОСЛАВИЕ. Учебное пособие
по истории религии"
|