"Я думаю, что самое главное в жизни
прихода, что больше всего влияет на воцерковление
и взрослых, и маленьких, – это богослужение."

протоиерей Валентин Асмус
настоятель храма
Покрова Пресвятой Богородицы
в Красном селе, г. Москва

Таинства и молитва – основа духовной жизни христианина. Православный христианин молится ежедневно дома: утром, вечером, до и после еды и в других случаях. Но еще важнее общая молитва, на которую верующие собираются в цер­ковь. В православной церкви (храме) богослужения совершаются непре­менно по воскресным дням и праздникам, а в больших церквах или монастырях — обычно ежедневно.

расписание служб огослужения в Храме:

будние дни:


18.00 - Вечерняя служба (накануне)
  7.00 - Утреня, Литургия

воскресные и праздничные дни:

17.00 - Всенощное бдение (накануне)
10.00 - Поздняя Литургия
  7.00 - Утреня, ранняя Литургия


Богослужения в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе про­ходят ежедневно, а также во все праздники. По воскресеньям, в 18.00 часов, чита­ется акафист Покрову Пресвятой Богородицы или Иисусу Сладчайшему.

Храмовой день:

1 (14) октября – праздник Покрова Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Дни престольных праздников:

6 (19) декабря — память святителя Николая [Уго?дника], архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

29 августа (11 сентября) — память усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Сегодня (Икона дня):

 

Разработчики программы:
calendar.php - Иван, данные (XML файлы) - Дмитрий
подробнее см. сайте «Православный календарь»

О богослужении:

"Богослужебный (литургический) день начи­нается с вечера, пос­кольку в Библии сказано: "И был вечер, и было утро: день один" (Книга Бытия, 1, 5). Например, воскресная служба начи­нается с вечера субботы. Суточный литур­гичес­кий круг состоит из следу­ющих бого­слу­жений: Вечерни, Пове­черия, Полу­нощ­ницы, Утрени и Часов – первого, третьего, шестого и девя­того. Главное бого­служение – Божест­венная Литур­гия – совер­ша­ется чаще всего утром, после чтения третьего и шестого часов.

   
Каждый день недели (седмицы) связан с определенным священным воспоми­нанием. Первый день – воскресенье – посвящен Воскресению Христову. В этот день православные христиане обязательно должны быть на богослужении. Поне­дель­ник посвящен Ангелам Божиим, вторник – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда – Страстям Господним и Пресвятой Богородице Марии, чет­верг – Апостолам Христовым и свя­тому Николаю Чудо­творцу, пят­ница – Страс­тям Господним и Пре­святой Бого­родице, суббота – Всем Святым. Кроме того, в суб­боту совер­шается за­упо­кой­ное бого­служение – молитва за умерших.

   
Кроме недельного цикла богослужения есть еще годовой цикл, Связанный не со днями недели, а с числами календаря. На каждый день года приходится праздник или память одного или нескольких святых. В древности Церковь приняла офи­циаль­ный в Римской империи юлианский календарь. Впоследствии, когда было обна­ру­жено, что этот календарь отстает от солнечного года, католическая Церковь в XVI веке, при папе Григории XIII, ввела исправленный календарь, названный григо­рианским. В XVIII веке на него перешли и протестанты. После русской революции 1917 г. на этот календарь перешли и некоторые пра­вославные Церкви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи. Таким образом, в наше время все православные Церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и празд­ни­ки пасхального цикла. Юлианский календарь сохраняется в Иеруса­лимской, Русской, Грузинской, Сербской и - частично - в некоторых других православных Церквах. Поэтому мы обозначаем праздники двумя датами: общей для обоих ка­лендарей и в скобках - григорианской датой, на которую прихо­дит­ся празднование по юлианскому календарю. В XX и XXI вв. разница между календа­рями сос­тав­ляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово празд­нуется 25 декабря (7 янва­ря), то есть, скажем, в Румынской Церкви, при­няв­шей новый стиль, Рождество прихо­дится на 25 декабря нового кален­даря (т. е. празд­нуется вместе с запад­ными христи­анами), а в Русской Церкви – 25 декабря старого стиля, что соот­ветст­вует 7 января нового стиля. Переход части право­слав­ных на новый календарь до сих пор вызы­вает серь­езные споры и даже цер­ков­ные разде­ления.

 
Самых больших праздников в православии двенадцать, поэтому они назы­ваются двуна­десятыми. Существуют праздники непод­вижного цикла (прихо­дящиеся на строго опреде­ленную дату) и подвижного. Назовем сперва праздники непод­виж­ного цикла.


Церковный год (Индикт) начинается с 1 (14) сентября.


8 (21) сентября – 1-ый в году двунадесятый праздник – Рождество Богородицы.

 
14 (27) сентября – Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память того, что святая царица Елена (мать святого императора Константина) нашла в Иерусалиме Крест Христов, который был торжественно воздвигнут для поклонения.

 
21 ноября (4 декабря) – Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. В малом возрасте Её привели туда родители для воспитания.

 
25 декабря (7 января) – Рождество Христово, величайший после Пасхи право­славный праздник.

 
6 (19) января – Богоявление или Крещение Господне. Это событие некогда праздновалось вместе с Рождеством, поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, он услышал глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник - канун праздника и в самый его день - совершается великое освящение воды.

 
2 (15) февраля – Сретение. Празднуется в память встречи младенца Иисуса, которого на 40-ковой день после Рождения принесла в Иерусалимский храм Его Матерь, с ветхим старцем Симеоном, который, увидев Христа, предсказал, что Он принесет спасение всем народам.

 
25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается в воспо­минание того, как архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия.

   
6 (19) августа – Преображение. Празднуется в напоминание о том, как Христос незадолго до Своих страданий на кресте укрепил веру учеников Своих, апостолов, явив им Свою божественную славу: предстал перед учениками в сиянии Божественного Света, беседующим с давно покинувшими земную жизнь пророка­ми Моисеем и Илией.

 
15 (28) августа – Успение Божией Матери. Когда Апостолам, на третий день после смерти Богоматери, понадобилось открыть Ее гробницу, тела они не обнаружили: Она воскресла и вознеслась на Небо. Поэтому смерть Ее и называется Успением.

 
Верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение – "праздников праздник". Пасха не входит в число двунадесятых праздников и должна отмечаться в воскресенье, поэтому не приходится на определенное число, а относиться к празднику подвижного цикла.

Дата Пасхи высчи­тыва­ется по особым пра­вилам. Пасха (православная пасхалия) опре­деля­ется по пра­вилу, кото­рое было уста­нов­лено на Пер­вом Все­лен­ском Соборе (325 г.), в г. Никее. По этому пра­вилу Пасха бывает в 1-ое вос­кре­сенье после весен­него пол­нолу­ния (пол­нолу­ния, насту­пив­шего не ранее дня весен­него равно­денст­вия) и строго после иудей­ской Пасхи. Таким обра­зом, дата пер­вого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпа­дает на один из 35 дней, в пе­риод с 22 марта по 25 апреля по юлиан­скому кален­дарю (что в XX—XXI вв. соот­ветст­вует пери­оду с 4 апреля по 8 мая по н.ст.). Если Пасха сов­па­дает с празд­ником Благо­веще­ния, кото­рый отме­чают 25 марта (7 апреля), то она назы­ва­ется Кирио­пасха (Гос­подня Пасха). Поста­нов­ления (каноны) Все­лен­ских Собо­ров нельзя ме­нять*. Исход­ное опре­деле­ние Пер­вого Все­лен­ского собора отно­си­тельно Пасхи стало осно­ва­нием для церков­ного устава.


* Римская Церковь, в 1054 г. отделившись от Православной Церкви произ­вела много изме­нений, нару­шивших поста­нов­ления Все­лен­ских Соборов, в т. ч. и вве­дение так назы­вае­мого «нового кален­даря», по кото­рому иудей­ская Пасха бы­вает после их Пасхи, что явля­ется нару­шением, напри­мер, поста­нов­ления Пер­вого Все­лен­ского Собора. За Рим­ской Цер­ковью после­до­вали про­тес­танты. — прим. автора сайта.


Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Сам пост предва­ряется тремя подго­товитель­ными неделями. Последняя неделя назы­вается масленицей, поскольку на ней уже нельзя есть мясо, но позво­ляется молочная пища, запре­щенная в посту. Великий пост – время усердного покаяния, время особых бого­служений, когда даже напевы песно­пений совсем иные, чем обычно.

На последнее воскресенье Великого поста приходится двуна­десятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). В этот день Христа радостно встречали толпы иерусалимлян, ожидавших, что Он свергнет иго римлян и восста­новит Иудейское царство. Но Он отказался от земного царства, и большинство людей отвер­нулось от Христа, требуя Его казнить. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних.

Пасха Христова, как величайший праздник, отме­чается целую неделю. В это время совер­шаются торжест­венные бого­служения и крестные ходы. Пасхальное время продолжается в общей сложности 39 дней. Главное песнопение Пасхи - пасхаль­ный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Древние иконы Воскресения как бы ил­люстри­руют это песно­пение, изображая Христа попи­рающим разбитые Им врата ада и выводящим оттуда сонм ветхо­заветных праведников во главе с прародителями – Адамом и Евой. В пасхальном бого­служении есть такие слова: "Христос воскрес – и нет никого, кто бы остался в гробу".

На сороковой день после Пасхи приходится двуна­десятый праздник Вознесения, всегда прихо­дящийся на четверг. В этот день Господь, Который после Воскресения много­кратно являлся ученикам, вознесся на Небо, т. е. вознес на Небо Свою челове­ческую природу.

Пятидесятый день после Пасхи — Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов.

Кроме Великого поста есть еще три много­дневных поста. Петров пост начи­нается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продол­жается до праздника апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продол­житель­ность его в разные годы различна. Успенский пост длится две недели– от 1 (14) августа до Успения. Рождест­венский (Филиппов) пост – сорока­дневный, от 15 (28) ноября (сле­дующий день после дня памяти апостола Филиппа) до Рождества Христова.

Кроме многодневных постов есть и однодневные – почти все среды и пятницы.

Согласно обычаю при крещении человек получает имя одного из святых. В день памяти святого он празднует день ангела или именины. Ангелом в данном случае называется не ангел-хранитель, пекущийся о каждом крещенном, но святой покровитель".

из книги В. В. Асмуса
"ПРАВОСЛАВИЕ. Учебное пособие
по истории религии
"


наверх страницы

на главную страницу









Яндекс.Метрика

Copyright © 2022