· · · 

вид храма с 1934 по 2000 гг. "В этой истории, как в маленьком
зеркале, отражается историческая
судьба нашей Родины..."

протоиерей Валентин Асмус
настоятель храма
Покрова Пресвятой Богородицы
в Красном селе, Москва

ам, где сегодня в Москве находятся Красносельские улицы, когда-то стояло се­ло. Называлось оно Красным, в XVII веке был построен здесь Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Красносельские ули­цы получили свое название в XVIII веке. Документы XIV – XVI вв. сохранили много-численные сви­детельства ранней истории села, давно вошедшего в городскую черту Москвы. Впервые село упоминается в 1423 году, в духовной Василия I. В период нашествия хана Ахмата в 1480 году вел. князь Иоанн III жил в Красном селе в Москве. Археологические свиде­тельства подт­верждают сущест­вование села уже в XV веке. Территория, севернее по реке Яузе, местность заливных лугов, где стояло село Красное – высоко ценилась в велико­княжеском хозяйстве. Сельцо под Москвой по живописности места получило во времена великого князя Василия II название Красное. Тогда же, в XV веке, по духовной грамоте оно было передано старшему сыну великого князя Ивану III, ставшему впоследствии первым госуда­рем объединенной Руси. В XVI в. Красное село сильно разрослось, оно носило уже характер слободы, о богатстве ее населения говорит найденная археологами оконная слюда. В XVII в. была заселена нынешняя Нижняя Красносельская улица. Церковь Покрова, стоявшая здесь на ручье Ольховце, в архивных документах упоминается с 20-х годов XVII в. Однако долгое время в храме сохранялись иконы XVI в., что дает право некоторым ученым относить время её основания к XVI веку.

Фотоальбом Деревянный Храм известен уже с 1620 года, а придел свт. Николая – с 22 января 1697 года. Каменный Храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня. 25 августа 1751 года храм был освящен. Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожерт­вованные почетными гражданами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Григорьевной Малютиной, храм был во­зобновлен и благолепно украшен. Крестообразный верх Храма построен в 1816 году. В 1838 г. выстроено много­главое завершение (архитектор О.И. Бове). Сооружены вновь главы, кресты, шпиль колокольни, ампирная обработка внешних стен и внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас.



Церковь Покрова Пр. Богородицы в Красном селе. 1730-1838 гг.

Престолы: главный – Покрова Пресвятой Богородицы,
приделы – свт. Николая и Иоанна Предтечи.

Следующее обновление началось в 1902 году, сделаны угловые пристройки с вос­тока алтарей приделов, пере­мещенных из трапезной, с северо-запада пристроена ризница. Храм был освящен 25 июля 1904 г. Тогда, в ново­построенных приделах появились новые иконо­стасы, а старые иконостасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда. Очень интересно было бы выяснить судьбу этих ико­но­стасов елизаве­тинского времени.

"До середины XIX века, – рассказывает Галина Борисовна Хаустова (староста храма), – при храме было кладбище. Раскопки, ведшиеся на его территории, подт­верждают это. В 1998 г. во время земляных работ, произ­водимых Мосэнерго, три недели по вечерам воздух около храма напол­нялся дивным благо­уханьем, тонким, но весьма отчетливым..."

Особое значение храм приобрел в 20–30-х гг. XX века. Храм помещался недалеко от Ольховки, где тогда находилось здание Московской Патриархии, здесь жил заместитель патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В Покровском храме им часто совершались службы и архиерей­ские хиротонии. На какое-то время Храм сделался одним из главных храмов России.


"Московские ведомости":

18 февраля в 2 часа дня в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Н. Красносельской улице, по инициативе мастеровых и рабочих Московско-Казанской железной дороги было совершено заупокойное богослужение по в Бозе почивающем Императоре Александре II, как Царе-Освободителе*, затем последовал благо­дарст­венный молебен с провоз­глашением установ­ленных мно­голетий Царствующему Дому. Храм был переполнен инициа­торами, числом свыше 300 человек, и посто­ронними богомольцами.

4 марта (19 февраля) 1911 года

*  Александр II осуществил отмену крепостного права.  



В вышедших в 1931 г. 6-ти номерах Журнала Московской Патриархии, который был вскоре закрыт и возобновлен лишь в 1943 году, нередко содержатся сообщения совершавшихся в храме Покрова Пр. Богородицы в Красном селе в Москве хиротониях и службах, в которых участвовали многие вынужденно пребывавшие безвыездно в Москве епархиальные архиереи. Так, 13 декабря 1930 года митрополит Сергий совершил здесь хиротонию архим. Феофана (Семеняко) во еп. Минского; 13 января 1931 г. — архимандрита Хрисогона (Ивановского) во еп. Юрьевского, викария Владимирской епархии. 30 января (по старому стилю) 1930 г. в связи с 1600-летием рождения Василия Великого и Григория Богослова была совершена литургия на греческом языке. 29 января 1930 г. архим. Николай (Му­равьев) хиротонисан здесь во епископа Кимрского, викария Тверской епархии.

В это период над Храмом и нависла угроза: появилась резолюции о не­обходимости закрытия и сноса церкви. Встревоженные верующие отправили в Моссовет множество писем с просьбой не закрывать храм. Приход церкви Покрова, говорилось в одном из таких обращений, это огромный район, где проживают десятки тысяч верующих. Просим не лишать нас духовного утешения. Во имя провозглашенной декретом Конституции свободы просим не отнимать от нас той свободы. Нам не нужен клуб и площадки, нам нужен храм. В 30-е гг. уличное движение стало более интенсивным, и храм был обвинен в том, что "пешеходов подвергает ежеминутно риску быть раздавленными". "Наказы из­бирателей", милиция требовали "освобождения улицы от церкви". В 1934 г. церковь начали ломать. Окна были разрушены, апсиды, выступавшие на линию тротуара пробиты для устройства прохода, а затем и вовсе отломаны. Ограда снесена. История зак­рытия и постепенного разрушения Покровской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов.

Обновление транвайного пути (2001 год)

Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перене­сения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Тогда и нарушилась исконно русская крестообразная планировка храма. Потом президиум Моссовета поста­новил срочно снести его. Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приоста­новлено. С 1966 года внутри храма размещался Завод "КЭМЗ" (завод кино­электро­механи­ческой аппаратуры). В 1979 году удалось поставить здание на госу­дарственную охрану (Свид. № 553). До 1984 года никакой рестав­рации так и не прово­дилось; затем она все-таки началось, но шла очень медленно. Состояние храма оставалось крайне запущенным. В 1980-1990 гг. здесь находилось Цент­ральное конст­рукторское бюро Министерства легкой промыш­ленности по произ­водству игрушек. 

Вид Храма, 1997-2000 гг.Начало возрождения

Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе,
ул. Нижняя Красносельская, г. Москва. Лето, 2000 год.

Внешний вид храма был таков, что невольно напрашива­лось определение – храм-мученик... Храм-страдалец... Всем своим видом он взывал к сердцу каждого о помощи...

Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит (Лк., VIII, 52).

В 1996 г. церковь была передана приходу. С 1997 года Покровская церковь стала оживать. В апреле 2000 года настоятелем Храма стал протоиерей Валентин Асмус.

Крестный ход на ПокровКрестный ход на Светлой седмице

В разоренный храм стали приносить старинные иконы. Сначала – Тихвинский образ Божией Матери, и это знаменательно. Когда-то рядом стояла Тихвинская церковь. За­тем – Феодоровскую, покровительницу царского дома Романовых.

Святыни храма:

Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Икона Божией Матери
«Троеручица»

Икона Иоанна
Предтечи

Когда в храме появилась древняя почерневшая икона Владычицы "Троеручица", началось чудесное. Служащие стали наблюдать, что икона день ото дня стано­вит­ся светлее. Краски делались все ярче, будто кто-то незаметно снимал налет челове­ческой неблаго­дарности с образа Любви Небесной. Специалисты-реставра­торы, работавшие в храме, признали это явление редким случаем само­обновления иконы.

центральная главабоковые главкиустановка куполовглавки установлены

Летом 2002 года произошли важные события в истории вос­станов­ления храма. На свое место была водружена центральная главка с крестом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.
Москва. Зима, 2002 год.

Затем во время реконструкции Красносельского путепровода была обнаружена “родная” художественная ограда церкви. Именно этот архитектурный элемент поз­волил завершить представление об изначальном обличии храма.

раскопки древней оградыограда восстановленаснос подсобных помещений

Был раскрыт цоколь здания храма и историческая ограда до исторических отметок. Для этого уровень грунта в отдельных местах был снижен на 1,8 метра. Уже в на­чале лета 2003 г. работы по реставрации откопанной белокаменной ограды были за­вершены, и она заняла свое историческое место вокруг храма.

реставрация фасадаустройство белокаменных половвнутренний вид четвери

Храм был полностью обнесен оградой, что придало архитектурному сооружению на­чала XVIII века, расположенному на Нижней Красносельской улице, первоначаль­ный вид. В тот же год был проведен снос под­собных помещений вокруг храма и завершены работы по благоустройству прилегающих к храму территорий.

освящение вербы в Вербное воскресеньекрестный ход с плащаницей в Великую пятницу
Великая субботаПасха

Пусть пока службы проходят в трапезной части храма, а колокольня не восстанов­лена. Храм живет, есть звонница, звучит колокольный звон...

Богоявленское благочиние города Москвы
(Округ Центральный, Басманное и Красносельное управления)
Храм Покрова Богородицы в Красном селе. Лето, 2003 год.

Издревле храмы на Руси были источниками распространения письменной культу­ры, источниками просвещения.

Участники праздничного концерта Праздники в помещении Воскресной школы

"У молодого прихода появился уже достаточно интересный опыт служения: часто читаются лекции по русской истории, литературе, христианскому искусству, рабо­тает воскресная школа, организован кружок церковного пения для всех желаю­щих, библиотека, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, созна­тель­но стремящиеся воцерковиться...

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.
г. Москва. Осень, 2003 года.

Расцветает в душах прихожан надежда увидеть свой храм во всем великолепии былого величия. Сбудется ли эта мечта – зависит и от нас с вами.

Установка Креста на колокольню храма.
10 августа 2004 года

Иисус, исцеляя больного, сказал: Прощаются тебе грехи твои (Лк., V, 20). Боль­ному было воздано по вере его: он встал и пошел. По вере нашей, по душевному стремлению искупить грехи прошлого будет воздано и нам.

Обретение древ Креста. 14 августа 2004 года.

В октябре 2004 года, к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, было открыто все прост­ранство внутри храма. Были сняты перегородки между трапезной частью храма и четвериками.

В 2007 году зданию Храма и церковным постройкам был присвоен охранный статус объектов культурного наследия федерального значения (№ 7710349000).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы,
что на Ольховце, в Красном селе (2009 год).

"Пусть вновь засияют позоло­ченной резьбой и золотыми колоннами иконо­стасы храма. Пусть в историю Покровской церкви после трагической даты ее разру­шения в 1933 году впишется дата её полного восста­новления. Все вместе мы можем приблизить её."

Из интервью протоиерея Валентина Асмуса,
настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы
в Красном селе в Москве,
"Я СОЗНАЮ, КАК МАЛО У МЕНЯ СИЛ
И КАКАЯ ЭТО ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА..."
Лариса ВЕРЕЩАГИНА,
ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

 

наверх страницы

на главную страницу









Яндекс.Метрика

Copyright © 2021