· · · 

вид храма с 1934 по 2000 гг.
"В этой истории, как в маленьком
зеркале, отражается историческая
судьба нашей Родины..."

протоиерей Валентин Асмус
настоятель храма
Покрова Пресвятой Богородицы
в Красном селе, Москва

ам, где се­годня в г. Москве нахо­дятся Крас­но­сель­ские улицы, когда-то сто­ял се­ло. Назы­валось оно Красным, в XVII веке был пост­роен здесь Храм в честь Пок­рова Прес­вятой Бого­ро­дицы. Сами Красно­сель­ские ули­цы полу­чили свое наз­вание в XVIII веке. Доку­менты XIV — XVI вв. сохра­нили много­чис­лен­ные сви­детель­ства ран­ней исто­рии села, давно во­шед­шего в го­род­скую черту Москвы. Впер­вые село упо­мина­ется в 1423 году, в духов­ной Василия I. В пе­риод нашест­вия хана Ахмата в 1480 году вел. князь Иоанн III жил в Крас­ном селе в Москве. Архе­ологи­чес­кие свиде­тель­ства подт­верж­дают сущест­вова­ние села уже в XV веке. Терри­тория, север­нее по реке Яузе, мест­ность за­лив­ных лугов, где сто­яло село Красное – вы­соко цени­лась в велико­кня­жеском хозяй­стве. Сельцо под Москвой по живо­пис­ности места полу­чило во вре­мена вели­кого князя Василия II наз­вание «Красное». Тогда же, в XV веке, по духов­ной гра­моте оно было пере­дано стар­шему сыну вели­кого князя Ивану III, став­шему впос­лед­ствии пер­вым госуда­рем объеди­нен­ной Руси. В XVI в. Крас­ное село сильно раз­рос­лось, оно но­сило уже ха­рак­тер сло­боды, о бо­гат­стве её насе­ления гово­рит найден­ная архео­логами окон­ная слюда. В XVII в. была засе­лена нынеш­няя Нижняя Красно­сель­ская улица. Цер­ковь Покрова, стояв­шая здесь на ручье Оль­ховце, в архив­ных доку­ментах упо­мина­ется с 20-х годов XVII в. Од­нако дол­гое время в храме сохра­нялись иконы XVI в., что дает право неко­торым уче­ным отно­сить время её осно­ва­ния к XVI веку.

Фотоальбом Деревянный Храм из­вестен уже с 1620 года, а придел свт. Николая — с 22 января 1697 года. Ка­менный Храм был пост­роен в 1701 году. В 1730 г. цер­ковь рас­шири­ли, был до­бав­лен слева при­дел Усек­нове­ния главы Иоанна Предтечи. К 1751 году при­стро­ена об­шир­ная тра­пез­ная у ал­таря при­делов по вос­точ­ным углам и коло­кольня. 25 августа 1751 года храм был ос­вящен. Во время по­жара 1812 г. огонь поща­дил Покров­скую цер­ковь, но к 1838 г. она пришла в вет­хость, и на сред­ства, пожерт­вован­ные почет­ными граж­данами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Гри­горьев­ной Малю­тиной, храм был во­зоб­нов­лен и благо­лепно укра­шен. Кресто­образ­ный верх Храма пост­роен в 1816 году. В 1838 г. выст­роено много­главое завер­шение (архи­тектор О.И. Бове). Соору­жены вновь главы, кресты, шпиль коло­кольни, ампир­ная обра­ботка внеш­них стен и внут­рен­нее убран­ство, вклю­чая вели­колеп­ный глав­ный ико­ностас.


Церковь Покрова Пр. Богородицы в Красном селе. 1730-1838 гг.

Престолы: главный – Покрова Пресвятой Богородицы,
приделы – свт. Николая и Иоанна Предтечи.

Следующее обновление началось в 1902 году под руко­водством русского архи­тектора и рестав­ратора А. А. Латкова, сделаны угловые прист­ройки с вос­тока алтарей приделов, пере­мещенных из трапезной, с северо-запада пристроена ризница. Храм был освящен 25 июля 1904 года. Тогда, в ново­пост­роенных приделах появи­лись новые иконо­стасы, а старые иконо­стасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда. Очень инте­ресно было бы выяснить судьбу этих ико­но­стасов елизаве­тинского времени.

"До середины XIX века, – расска­зывала Галина Борисовна Хаустова (ста­роста храма), – при храме было клад­бище. Рас­копки, вед­шиеся на его тер­ри­тории, подт­верж­дают это. В 1998 г. во время зем­ляных ра­бот, произ­води­мых Мос­энерго, три не­дели по ве­черам воз­дух около храма напол­нялся див­ным благо­уханьем, тон­ким, но весьма отчет­ливым..."

Особое значение храм приобрел в 20–30-х гг. XX века. Храм поме­щался неда­леко от речки Ольховки на ручье Ольховце, где тогда нахо­дилось здание Москов­ской Пат­риар­хии, здесь жил замести­тель патри­аршего место­блюсти­теля, впос­лед­ствии Патриарх Сергий (Стра­город­ский). В Пок­ров­ском храме им часто со­вер­шались службы и архиерей­ские хиро­тонии. На какое-то время Храм сде­лался одним из глав­ных храмов России.


"Московские ведомости":

18 февраля в 2 часа дня в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Н. Красносельской улице, по инициативе мастеровых и рабочих Московско-Казанской железной дороги было совершено заупокойное богослужение по в Бозе почивающем Императоре Александре II, как Царе-Освободителе*, затем последовал благо­дарст­венный молебен с провоз­глашением установ­ленных мно­голетий Царствующему Дому. Храм был переполнен инициа­торами, числом свыше 300 человек, и посто­ронними богомольцами.

4 марта (19 февраля) 1911 года

* Александр II осуществил отмену крепостного права.



В вышедших в 1931 г. 6-ти номерах Журнала Москов­ской Патри­архии, который был вскоре закрыт и возоб­новлен лишь в 1943 году, не­редко содер­жатся сооб­щения совер­шав­шихся в храме Покрова Пр. Бого­родицы в Красном селе в Москве хиро­тониях и службах, в которых участво­вали многие вынуж­денно пребы­вавшие безвы­ездно в Москве епар­хиаль­ные архи­ереи. Так, 13 декабря 1930 года митрополит Сергий совершил здесь хиротонию архим. Феофана (Семеняко) во еп. Минского; 13 января 1931 г. — архи­манд­рита Хрисогона (Иванов­ского) во еп. Юрьевского, викария Влади­мирской епархии. 30 января (по старому стилю) 1930 г. в связи с 1600-летием рож­дения Василия Вели­кого и Григория Бого­слова была совер­шена литур­гия на гре­ческом языке. 29 января 1930 г. архим. Николай (Му­равьев) хиро­тонисан здесь во епископа Кимрского, викария Тверской епархии.

В это период над Храмом и нависла угроза: появилась резолюции о не­обходимости закрытия и сноса церкви. Встревоженные верующие отправили в Моссовет множество писем с просьбой не закрывать храм. Приход церкви Покрова, говорилось в одном из таких обращений, это огромный район, где проживают десятки тысяч верующих. Просим не лишать нас духовного утешения. Во имя провозглашенной декретом Конституции свободы просим не отнимать от нас той свободы. Нам не нужен клуб и площадки, нам нужен храм. В 30-е гг. уличное движение стало более интенсивным, и храм был обвинен в том, что "пешеходов подвергает ежеминутно риску быть раздавленными". "Наказы изби­рателей", милиция требовали "освобождения улицы от церкви". В 1934 г. церковь начали ломать. Окна были разрушены, апсиды, выступавшие на линию тротуара пробиты для устройства прохода, а затем и вовсе отломаны. Ограда снесена. История зак­рытия и постепенного разрушения Покровской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов.

Обновление транвайного пути (2001 год)

Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перене­сения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Тогда и нарушилась исконно русская крестообразная планировка храма. Потом президиум Моссовета поста­новил срочно снести его. Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приоста­новлено. С 1966 года внутри храма размещался Завод "КЭМЗ" (завод кино­электро­механи­ческой аппаратуры). В 1970 г. под руководством художника рестовратора В. М. Зотова была предпринята попытка реставрации росписей. В 1979 году удалось поставить здание на госу­дарственную охрану (Свид. № 553). До 1984 года никакой серьёзной рестав­рации здания так и не прово­дилось; затем она все-таки началось, но шла очень медленно. Состояние Храма оста­валось крайне запу­щенным. В 1980-1990 гг. здесь нахо­дилось Цент­ральное конст­рукторское бюро Министерства легкой промыш­ленности по произ­водству игрушек.

Вид Храма, 1997-2000 гг. Начало возрождения

Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе,
ул. Нижняя Красносельская, г. Москва. Лето, 2000 год.

Внешний вид храма был таков, что невольно напрашива­лось определение – храм-мученик... Храм-страдалец... Всем своим видом он взывал к сердцу каждого о помощи...

Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит (Лк., VIII, 52).

В 1996 г. церковь была передана приходу. С 1997 года Покровская церковь стала оживать. В апреле 2000 года настоятелем Храма стал протоиерей Валентин Асмус.

Крестный ход на Покров Крестный ход на Светлой седмице

В разоренный храм стали приносить старинные иконы. Сначала – Тихвинский образ Божией Матери, и это знаменательно. Когда-то рядом стояла Тихвинская церковь. За­тем – Феодоровскую, покровительницу царского дома Романовых.

Святыни храма:

Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Икона Божией Матери
«Троеручица»

Икона Иоанна
Предтечи

Когда в храме появилась древняя почерневшая икона Владычицы "Троеручица", началось чудесное. Слу­жащие стали наб­людать, что икона день ото дня стано­вит­ся светлее. Краски делались все ярче, будто кто-то неза­метно снимал налет челове­ческой неблаго­дарности с образа Любви Небесной. Спе­циалисты-реставра­торы, рабо­тавшие в храме, признали это явление редким случаем само­обновления иконы.

центральная главабоковые главкиустановка куполовглавки установлены

Летом 2002 года произошли важные события в истории вос­станов­ления храма. На свое место была водружена центральная главка с крестом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.
Москва. Зима, 2002 год.

Затем во время реконструкции Красносельского путепровода была обнаружена “родная” художественная ограда церкви. Именно этот архитектурный элемент поз­волил завершить представление об изначальном обличии храма.

раскопки древней ограды ограда восстановлена снос подсобных помещений

Был раскрыт цоколь здания храма и историческая ограда до исторических отметок. Для этого уровень грунта в отдельных местах был снижен на 1,8 метра. Уже в на­чале лета 2003 г. работы по реставрации откопанной белокаменной ограды были за­вершены, и она заняла свое историческое место вокруг храма.

реставрация фасада устройство белокаменных полов внутренний вид четвери

Храм был полностью обнесен оградой, что придало архитектурному сооружению на­чала XVIII века, расположенному на Нижней Красносельской улице, первоначаль­ный вид. В тот же год был проведен снос под­собных помещений вокруг храма и завершены работы по благоустройству прилегающих к храму территорий.

освящение вербы в Вербное воскресенье крестный ход с плащаницей в Великую пятницу
Великая суббота Пасха

Пусть пока службы проходят в трапезной части храма, а колокольня не восстанов­лена. Храм живет, есть звонница, звучит колокольный звон...

Храм Покрова Богородицы в Красном селе. Лето, 2003 год.

Богоявленское благочиние города Москвы (Округ Центральный,
Басманное и Красносельное управления)

Издревле храмы на Руси были источниками распространения письменной культу­ры, источниками просвещения.

Участники праздничного концерта Праздники в помещении Воскресной школы

"У молодого прихода появился уже достаточно интересный опыт служения: часто читаются лекции по русской истории, литературе, христианскому искусству, рабо­тает воскресная школа, организован кружок церковного пения для всех желаю­щих, библиотека, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, созна­тель­но стремящиеся воцерковиться...

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.
г. Москва. Осень, 2003 года.

Расцветает в душах прихожан надежда увидеть свой храм во всем великолепии былого величия. Сбудется ли эта мечта – зависит и от нас с вами.

Установка Креста на колокольню храма.
10 августа 2004 года

Иисус, исцеляя больного, сказал: Прощаются тебе грехи твои (Лк., V, 20). Боль­ному было воздано по вере его: он встал и пошел. По вере нашей, по душевному стремлению искупить грехи прошлого будет воздано и нам.

Обретение древ Креста. 14 августа 2004 года.

В октябре 2004 года, к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, было открыто все прост­ранство внутри храма. Были сняты перегородки между трапезной частью храма и четвериками. С 2007 г. восстановлением интерьеров, внутреннего и внешнего декора Храма руководил московский архитектор и реставратор В. Е. Царин. Началось воссоздание иконостаса (проект В. Е. Царина).

В 2007 году зданию Храма и церковным постройкам был присвоен охранный статус объектов культурного наследия федерального значения (№ 7710349000).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы,
что на Ольховце, в Красном селе (2009 год).

"Пусть вновь засияют позоло­ченной резьбой и золотыми колоннами иконо­стасы храма. Пусть в историю Покровской церкви после трагической даты ее разру­шения в 1933 году впишется дата её полного восста­новления. Все вместе мы можем приблизить её."

Из интервью протоиерея Валентина Асмуса,
настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы
в Красном селе в Москве,
"Я СОЗНАЮ, КАК МАЛО У МЕНЯ СИЛ
И КАКАЯ ЭТО ВЕЛИКАЯ ЗАДАЧА..."
Лариса ВЕРЕЩАГИНА,
ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

наверх страницы

на главную страницу









Яндекс.Метрика

История возрождения Покровского храма в Красном селе

Copyright © 2022